О СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ
Под Священным Преданием понимается то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, предки потомкам, учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды.
От Адама до Моисея св. Писания не было; люди спасались одним преданием: например Сиф, Авраам и др.
В книгах Ветхого Завета не все записано. Многие книги утеряны:
"И поставил он левитов в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами, по уставу Давида и Гада, прозорливца царева, и Нафана пророка, так как от Господа был устав этот через пророков Его" (2 Парал. 29, 25).
"Дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца и в записях Нафана пророка и в записях Гада прозорливца, равно и все царствование его, и мужество его, и происшествия, случившиеся с ним и с Израилем и со всеми земными царствами" (1 Парал. 29, 29-30).
"О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих" (Иуд. 1, 14).
Пророческие книги Нафана и Гада, а также исторические записи их не сохранились; пророчество Еноха нигде не записано, поэтому апостол Иуда мог знать о нем только из предания.
К преданию учил обращаться и Сам Господь:
"Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе" (Втор. 32, 7).
"Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцов своих, и ты научишься от них рассудительности и - какой в случае надобности дать ответ" (Сир. 8, 11-12).
Иисус Христос никаких книг не писал, а учил народ и учеников устно. Апостолы проповедали устно:
(Деян. 2, 14-44) - пример. Проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы.
(Деян. 10, 34-44) - его же в доме Корнилия.
(Деян. 17, 17-31) - в Афинах проповедь апостола Павла.
Послания апостолов представляют из себя только краткие напоминания устной проповеди, слышанной верующими раньше:
"Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите" (1 Пет. 5, 12).
"По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (2 Тим. 1, 6).
"Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?" (2 Фес. 2, 5).
В Евангелиях и посланиях многое апостолами не записано:
"Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей" (Ин. 20, 30).
"Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь" (Ин. 21, 25).
"Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал" (Титу 1, 5) - когда и что приказывал ап. Павел Титу, этого в послании не написано.
Апостолы неохотно писали верующим, а любили учить их устно:
"Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам" (З Ин. 1, 13-14).
"Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем" (Гал. 6, 17).
Предание необходимо для точного различия священных подлинных книг от подложных:
"Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова; то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен." (Лк. 1, 1-4).
"Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов" (2 Фес. 2, 1-2).
Для правильного понимания Св. Писания:
(Мф. 1, 1-19) - без предания нам непонятно родословие Господа Иисуса Христа.
"Не помните ли, что я , еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь" (2 Фес. 2, 5-7). - что удерживает и мешает антихристу открыться в свое время апостол Павел ни в одном из своих посланий не написал; про это он говорил фессалоникийцам устно. У них и надо справиться про время пришествия антихриста в предании их церкви.
"Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы" (Кол. 4, 16) - Послание ап. Павла к Лаодикийцам не вошло в число священных книг Нового Завета. Но читать его нам нужно, потому что относительно этого было особое распоряжение апостола. Чтобы исполнить волю апостола мы должны обратиться к правилам Лаодикийского поместного собора, в которых записана и передана воля писавшего Лаодикийское послание.
Без предания мы не можем знать, кем написаны Евангелия и послания.
Евангелист Лука говорит, что много людей писали Евангелия. Какое из них истинное, какое ложное, можно узнать только из предания Церкви.
Если признать только одно Св. Писание, то надо отказаться:
а) От послания ап. Павла к Римлянам, т.к. Писание говорит, что оно написано Тертием, а не ап. Павлом. "Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание" (Рим. 16, 22).
б) От всех книг Нового Завета, потому что они написаны по преданию, самими апостолами признавались за предания. Писанием же они называли только ветхозаветные Св. книги: "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2 Фес. 2, 15).
Апостол Павел называет преданиями и учение Господа Иисуса Христа и проповедь и послания апостолов. Преданиям верующие научались двумя путями - устно и письменно. Тот и другой способ надо хранить, согласно заповеди апостола. Сектанты нарушают эту заповедь и поэтому должны признавать и верить только Ветхому завету, т.к. Писанием, как уже сказано, называются только Ветхозаветные книги: "И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лк. 24, 27).
Апостол Павел хвалит признающих и держащих предания:
"Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам" (1 Кор. 11, 2).
Не признающих же предания назвал бесчинниками и повелел удаляться от них:
"Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас" (2 Фес. 3, 6).
Принятое от апостолов предание хранится:
а) в символах церкви.
б) в правилах св. апостолов, вселенских и поместных соборов.
в) в Св. Таинствах
г) в чине литургии и истории церкви.
д) в творениях св. отцов и учителей церкви.
е) в Богослужебном порядке и уставе.
Повредиться или исказиться предание не может никогда:
"чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15).
"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14, 16).
"Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам" (Ин. 16, 13).
Преданием являются не просто некие слова, а сама жизнь со Христом в Святом Духе т.е. в Таинствах :
" Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что
Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был"(1Кор.11,23).
Апостолы дали прямое повеление хранить и держать предания:
"Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2 Фес. 2, 15).
"О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания" (1 Тим. 6, 20).
Итак, по словам ап. Павла, кто отвергает св. предание, тот впал в негодное пустословие и имеет не истинное, а ложное знание.
Отвергая предание Хр. Церкви, сектанты ссылаются на: (Мф. 15, 1-9); (Мк. 7, 5-13), где говорится про предание старцев. Но под преданиями старцев разумеются постановления фарисеев и книжников. Их предания противоречили слову Божию и заповедям Его (Мк. 7, 3-4; Мф. 23, 23; Мк. 3, 2; Ин. 18, 28 - напр., совершение добрых дел в субботу).
Любят также сектанты приводить: "И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей" (Откр. 22, 18-19). Если согласиться с ними, то нужно отказаться от всей Библии и признавать одно только Откровение, потому что признанием других св. книг мы прибавляем к Откровению лишнее. Смысл слов Откровения тот, что этого пророчества нельзя изменить, чего Православная Церковь и не делает. Предание Православной Церкви есть то же слово Божие, а потому оно не может противоречить Св. Писанию. Оно содержится всею Церковью неповрежденным, только на основании его, одинаково понимается и разъясняется Писание; таким образом предание является необходимым, признанным вселенской церковью правилом для истинного понятия Св. Писания. Сектанты отвергли это правило, поэтому то и нет между ними согласия, всякий толкует и понимает слово Божие по своему. Отсюда разделения, распри и раздоры. А где нет единства и согласия, там нет и Церкви (1 Кор. 1, 10; 12-25).
Итак, не имея Священного Предания, сектанты не знают:
1) какие св. книги истинны, а какие ложные.
2) не могут толковать правильно св. Писания.
3) должны отказаться от книг Нового Завета, потому что все это предания.
4) нарушают заповедь ап., т.к. не хранят предание.
5) бесчинствуют, пустословят и учат ложному.
6) наконец, не составляют Церкви.