ПОНЯТИЕ О ЦЕРКВИ
Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами.
О составе Церкви Христовой:
Небожители и верующие на земле составляют одну Церковь:
"в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1, 10).
Христос - Глава церкви небесной и земной:
"превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви" (Еф. 1, 21-22).
Церковь есть тело Христово:
"и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 22-23).
Церковь состоит из многих членов:
"Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос... Тело же не из одного члена, но из многих" (1 Кор. 12, 12; 14).
Члены церкви состоят:
а) Из пастырей, учителей: "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями" (Еф. 4, 11). "И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки" (1 Кор. 12, 28).
б) пасомых и мирян: "Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет "Аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь" (I Кор. 14, 16).
Пастыри пасут вверенное им стадо овец Христовых:
"Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28).
Пастыри имеют власть учить и проповедовать:
"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 19-20).
"И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16, 15).
"проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4, 2).
"Проповедуй сие и учи" (1 Тим. 4, 11).
Обличать согрешающих:
"Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели" (1 Тим. 5, 20).
"проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4, 2).
Пастыри совершают таинства:
"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф. 28, 19).
"Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).
"И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19).
"Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне" (Иак. 5, 14).
"Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих" (1 Кор. 4, 1).
Пастыри ведут Церковь к совершенству:
"И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4, 11-13).
Заботятся о сохранении чистоты учения:
"Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе" (2 Тим. 1, 13). "дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф. 4, 14).
Пасомые должны уважать пастырей:
"Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовию за дело их; будьте в мире между собою" (1 Фес. 5, 12-13).
Повиноваться пастырям:
"Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все-же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Пет. 5, 5).
"Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно" (Евр. 13, 17).
Каждый член церкви должен оставаться в своем звании:
"В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся перед Богом" (1 Кор. 7, 24).
"Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как ему было угодно" (1 Кор. 12, 18).
Миряне не могут присваивать себе права учительства и проповеди:
"Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений?.." (1 Кор. 12, 29-30).
"И как проповедывать, если не будут посланы? Как написано: "как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!" (Рим. 10, 15).
"Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (Иак. 3, 1).
"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья" (Мф. 23, 8).
Миряне не могут совершать таинства:
"И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (Евр. 5, 4-5).
Сектанты, отвергающие пастырей и таинства не составляют Церкви - Тела Христова; их общины не здоровое тело, а искалеченное: без глаз, без рук, т.е. без пастырей и учителей. Самовольно взяв на себя право учительствовать, проповеди и совершения некоторых таинств, они восхищают недарованное им и уподобляются Корею, Дафану и Авирону (Числ. 16, 6-33; Иуд. 1,11).