ИКОНА НЕ ИДОЛ
«Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес.5.21).
Очень
часто можно услышать, что иконы это
суть идолы и их почитание
следовательно есть поклонение
идолам. Но такая позиция следует из
неверного понимания Слова Божьего,
понимания вне целокупного
контекста. Как правило, цитируя
стих Исхода: «Не делай себе кумира и
никакого изображения того, что на
небе вверху, и что на земле внизу, и
что в воде ниже земли; не поклоняйся
им и не служи им, ибо Я Господь, Бог
твой, Бог ревнитель, наказывающий
детей за вину отцов до третьего и
четвертого рода, ненавидящих Меня»
(Исх. 20:4-5), говорят: «видите, Библия
говорит, «не делай никакого
изображения, а разве иконы не
являются изображениями?» Да,
действительно, греческое слово
икона переводится как «образ», «изображение»,
но отсюда еще отнюдь не следует
такого прямолинейного вывода,
поскольку контекст в данном случае
свидетельствует: «да не будет у
тебя других богов пред лицом Моим» (Исх.
20:3). Иными словами Яхве запрещает
делать изображения других богов, но
никто и не сможет упрекнуть
православных в почитании иных
божеств, поскольку ни изображения
Артемиды Ефеской, ни Ваала, Ра,
Зевса или Астарты и прочих, им же
несть числа, не найти в наших храмах.
Конечно, можно задать вопрос: а как
же изображения святых? Но ведь
святым в храме также не поклоняются,
их почитают, а это принципиально
разные вещи. Если же мы внимательно
присмотримся к Св. Писанию, то
увидим как Сам Бог повелевает
делать изображения: «И сказал
Господь Моисею, говоря: и сделай
из золота двух херувимов:
чеканной работы сделай их на обоих
концах крышки; сделай одного
херувима с одного края, а другого
херувима с другого края;
выдавшимися из крышки сделайте
херувимов на обоих краях ее; и будут
херувимы с распростертыми вверх
крыльями, покрывая крыльями своими
крышку, а лицами своими будут друг к
другу: к крышке будут лица
херувимов» (Исх. 25.18-20). Также
Соломон сделал множество
изображений херувимов на стенах
иерусалимского храма: «На всех
стенах храма, во внутренней и
наружной комнате, он сделал резные
изображения херувимов, пальмовых
деревьев и распустившихся цветов»
(3Цар. 6:29 СП [1]). После
окончания строительства этого
храма Бог так наполнил его Своим
присутствием, что священники не
могли: «стоять на служении, по
причине облака, ибо слава Господня
наполнила храм Господень» (3Цар. 8:11).
Также пророк Иезекииль видит в
видении второй иерусалимский храм
таким: «От верха дверей как внутри
храма, так и снаружи, и по всей стене
кругом, внутри и снаружи, были
резные изображения, сделаны были
херувимы и пальмы: пальма между
двумя херувимами, и у каждого
херувима два лица. С одной стороны к
пальме обращено лицо человеческое,
а с другой стороны к пальме - лицо
львиное; так сделано во всем храме
кругом» (Иез. 41:17-19).
Отличие
идола от иконы заключается в
следующем: во-первых, идол по
определению апостола Павла «ничто»
(1Кор. 8:4). В каком смысле идол ничто?
В том самом, что идол является
пустышкой, он ни на что реальное
собою не указывает (см. Ис. 44:13-18).
Например, существует статуя Зевса,
но самого Зевса не существует,
именно в этом смысле идол и есть
ничто (Иер. 51:17). Священное
изображение, напротив, имеет свой
прототип в духовном мире, например,
херувимы. Во-вторых, идол уводит от
почитания единого истинного Бога, а
священное изображение ведёт к Нему.
Люди, глядя на херувимов в храме,
возносили славу Богу, сотворившему
их: «во храме Его все возвещает
о Его славе» (Пс. 28:9).
Священным
изображениям возможно поклонение, но
не в смысле служения, ибо такое
поклонение прилично лишь Богу, а
в смысле почитания.
Внимательно всматриваясь в Библию
можно увидеть, что она учит двум
родам поклонения, это видно из слов
Христа: «Господу Богу твоему
поклоняйся и Ему одному
служи» (Мф. 4:10). «Одному» сказано
лишь про служение, но не про
поклонение. Действительно, служить
можно одному лишь Богу, а
поклоняться (почитать) можно и то,
что напоминает нам о Нем. Например,
Иаков, встречая своего брата, «поклонился
до земли семь раз, подходя к
брату своему» (Быт. 33:3). Тот факт, что
Иаков поклоняется перед Исавом, не
говорит о нем как об
идолопоклоннике. Также разрешает
Библия и поклонение священным
изображениям: «и поклонюсь
Твоему храму святому» (Пс. 137:2 СП).
Храм естественно Богом не является,
а значит возможно поклонение и
изображениям, но только в смысле их
почитания. Также Иисус Навин и
старейшины Израилевы поклонились
ковчегу Господню, на котором были
изображения херувимов: «Иисус
разодрал одежды свои и пал лицом
своим на землю пред ковчегом
Господним» (Нав. 7:6 смотрите
также Пс. 5:8; 1Пар. 16:37; 2Пар. 7:2-3).
В Новом
Завете Христос изгоняет из храма
торговцев (Ин. 2:13-15), но мы не видим
там повеления выкинуть этих
херувимов из храма. Таким образом
херувимы получают религиозное
освящение и в Новом Завете. Христос
не повелевает делать изображений,
но в Новом Завете мы также не найдем
от Его лица и запретов на священные
изображения. Он также не повелевает
писать Евангелия, проповедовать
посылает, а писать нет. Разве что
удалить их теперь из Библейского
канона на этом основании? По закону
что не запрещено, то разрешено.
Апостолы после воскресения
Христова ходили в храм (в котором
были изображения) и молились в нем:
«и с того дня постоянно были в храме
и славили Бога» (Лк. 24:53 [2]). «Петр
и Иоанн шли вместе в храм в час
молитвы девятый» (Деян. 3:1).
Апостол Павел ходил в храм для
молитвы: «Когда же я возвратился в
Иерусалим и молился в храме,
пришел я в исступление» (Деян. 22:17), в
который он приходил для поклонения:
«Ты можешь узнать, что не более
двенадцати дней тому, как я пришел в
Иерусалим для поклонения» (Деян.
24:11). Должны ли мы подражать
апостолам? Библия призывает нас к
этому (1Кор. 4:16; 11:1; Флп. 3:17).
Поклонение богу в
духе и истине. Во-первых, выясним,
что называется истиной в Новом
Завете. Это: 1) Библия (Ин. 17:17); 2)
Христос (Ин. 14:6); 3) Св. Дух (1Ин. 5:6).
Следовательно поклонение Богу в
духе это есть поклонение во Христе
и Св. Духе, то есть во Св.Троице. Во-вторых,
Христос называет храм домом
молитвы (Мк. 11:17) и сами апостолы по
Его вознесении ходили молиться в
храм, о чем говорилось чуть выше.
Почитание
святых состоит в молитвенном
общении с ними. Мы просим святых
молится за нас, при этом они отнюдь
не являются посредниками между
нами и Богом, ибо один посредник
Иисус Христос (1Тим. 2:5). Разве Библия
где-нибудь запрещает молится друг о
друге (см. Мф. 5:44; 3Ин. 2; 2Кор. 9:14; Кол.
1:3; 1Фес. 5:25; Евр.13:18) или же просить
друг друга о молитве? Апостол Павел
говорит: «молитесь также и о нас» (Кол.
4:3), при этом он не считает тех людей,
которые будут за него молится
своими посредниками. Апостол Иаков
говорит: «много может усиленная
молитва праведного» (Иак.
5:16), то есть молитва праведника
многое может сделать, чему в Библии
можно найти достаточное количество
примеров (Быт. 20:7; Исх. 10:17; Числ. 21:7; 1Цар.
7:5; 12:19; 3Цар. 13:6; 2Пар. 30:19; Иов. 42:8-10;
Деян. 9:10-12).
Библия
говорит также о том как святые
могут молится и совершать чудеса
даже после смерти. Апостол Пётр в
своём втором послании, написанном
незадолго до смерти, пишет: «Справедливым
же почитаю, доколе нахожусь в этой
телесной храмине, возбуждать вас
напоминанием, зная, что скоро
должен оставить храмину мою, как и
Господь наш Иисус Христос открыл
мне. Буду же стараться, чтобы вы и
после моего отшествия всегда
приводили это на память» (2Пет.1:13-15).
Как видим апостол говорит, что
скоро умрёт, но при этом и после
смерти будет «стараться, чтобы вы и
после моего отшествия всегда приводили
это на память». В третьей книге
Царств мы встречаем такой пример: «И
было, что, когда погребали одного
человека, то, увидев это полчище,
погребавшие бросили того человека
в гроб Елисеев; и он при падении
своем коснулся костей Елисея, и
ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар.
13:21). Из этого текста ясно следует,
что при прикосновении к костям
пророка Елисея ожил мертвый
человек. Помимо этого даже вещи с
тел святых апостолов совершали
чудеса: «так что на больных
возлагали платки и опоясания с тела
его, и у них прекращались болезни, и
злые духи выходили из них» (Деян.
19:12; Деян. 5:15). Понятно, что не сами
кости или вещи совершали чудеса, а
благодать Божия, но пребывала она
на святых мощах [3] или вещах.
Писание показывает, что святые
молятся за нас Богу на небе: «И
когда он взял книгу, тогда четыре
животных и двадцать четыре старца
пали пред Агнцем, имея каждый гусли
и золотые чаши, полные фимиама, которые
суть молитвы святых» (Откр. 5:8). Таким образом
почитание святых (именно почитание)
и иконопочитание сами по себе, при
верном отношении со стороны
верующих нисколько не противоречат
Библии.
Алексей Рассказов.
[1] Современный Перевод.
[2] «Слово Жизни».
[3] Славянское слово мощи
означает останки умершего и само по
себе не имеет указания на
принадлежность этих останков
святому человеку, останки
последнего же потому принято
называть святыми мощами
Читайте еще:Диалог православного христианина с сектантом протестантской направленности об Иконопочитании