О СВЯТОСТИ ЦЕРКВИ
Церковь свята, потому что свята глава ее Господь:
"Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев" (Исаии. 47, 4).
"Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он" (Исаии. 54, 5).
В ней вечно пребывает Дух Святый:
"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14, 16).
"Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14, 26).
Свято учение Церкви:
"Освяти их истиною Твоею; Слово Твое есть истина" (Ин. 17, 17).
Святы таинства:
"И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор. 6, 11).
"то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!" (Евр. 9, 14).
Церковь постепенно идет к совершенству, из младенчества возрастает в мужа совершенного:
"доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4, 13).
Святость в смысле безгрешности к членам церкви неприложима:
"ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело" (Иак. 3, 2).
"Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас" (1 Ин. 1, 8-10).
"Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины" (1 Ин. 2, 4).
Если же члены Церкви и называются святыми, то не в том смысле, что они безгрешны, а что избраны и находятся под водительством Святого главы Церкви Господа:
"ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Втор. 7, 6).
"Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет. 2, 9).
В смысле избрания называются святыми: земля, горы и храмы:
"И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх. 3, 5).
Нельзя же землю, и горы считать безгрешными: они избраны.
Грешники своим присутствием не могут осквернить Церкви и нарушить ее святости, потому что она создана Господом для спасения грешников:
"Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Лк. 5, 32).
"Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его" (Рим. 14, 4).
Как в теле есть немощные, больные и неблаговидные члены, так и в Церкви всегда есть грешные люди. Были они среди апостолов при жизни Христа:
"Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали" (Ин. 12, 4-6).
"И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал." (Мф. 26, 21-25).
Грешники были при апостолах среди первых христиан первой Церкви:
"В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей" (Деян. 6,1).
"Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и при том такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего" (1 Кор. 5, 1).
Есть грешники и теперь в Церкви:
"А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении" (2 Тим. 2, 20).
Будут грешники до последних времен; поэтому-то Христос сравнивает Церковь:
(Мф. 13, 24-41) пример: притча о плевелах.
"Еще: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных" (Мф. 13, 47-49).
Апостолы не ушли от Христа из-за того, что Иуда был вор и предатель; первые христиане также не оставляли Церковь, видя в ней слабых, грешных людей. Сектанты укоряют Православную Церковь в том, что в ней есть грешники , видимо считая себя одних святыми. Такая гордость противна Христу, возлюбившему грешников до смерти крестной, не согласна с заповедью апостола, повелевшего снизходить к немощам братиев своих, а не оставлять из-за этого Церкви:
"Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного" (Евр. 10, 25).
"снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы" (Колос. 3, 13; Еф. 4, 2).
О суде Церковном и об отношении к грешникам:
"Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18, 17).
Власть принадлежит в церкви пастырям:
"чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в Доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15).
"Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал" (Тит. 1, 5).
Пастыри принимают согрешающих и отлучают:
"Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 23).
"Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18, 18).
Миряне должны исполнять постановления пастырей:
"Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не вздыхая: ибо это для вас неполезно" (Евр. 13, 17).
По приказанию ап. Павла коринфяне отлучили кровосмесника:
"Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас" (1 Кор. 5, 13).
И опять приняли его по раскаянии: (2 Кор.2,5-11).
Мирянам не дана власть судить и отлучать согрешивших братьев:
"Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?.. Не может глаз сказать руке: "ты мне не надобна"; или также голова ногам: "вы мне не нужны". Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения. И неблагообразные наши более благовидно покрываются; а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение" (1 Кор. 12, 17; 21-24). Если все судьи, кого им судить и кто их будет судить.
Грешников не должно сразу отлучать от Церкви, а прилагать всякие средства к их обращению и вразумлению:
"Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем" (1 Фес. 5, 14).
Грешников нужно иметь на замечании:
"Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его" (2 Фес. 3, 14).
Кротко наставлять:
"с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины" (2 Тим. 2, 25).
Исправлять в духе кротости:
"Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. 6, 1).
Обличать:
"держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит. 1, 9).
Заграждать уста и строго обличать:
"Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые". Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере" (Тит. 1, 10-13).
Молиться за них:
"Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5, 16).
"Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился" (1 Ин. 5, 16).
Лишать их причащения Тела и Крови Христовой:
"Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе" (1 Кор. 5, 11). В словах: "не есть вместе" нужно понимать таинство св. Причащения, потому что через обыкновенную пищу с грешниками Сам Христос имел общение. Пример:
"Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: "вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам" (Лк. 7, 34).
"В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете" (Мф. 10, 11).
"В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом" (Лк. 10, 7).
Если после всех этих мер грешник не раскается, то его надо отлучить от Церкви; т.е. прибегнуть к самому высшему наказанию впредь до его обращения:
"Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь" (Мф. 18, 17).
"Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема" (1 Кор. 16, 22).
Во всех этих мерах по отношению к грешникам видна любовь и материнская заботливость Церкви. Как человек не сразу отрубает себе заболевший палец, а использует все средства к его исцелению и уже при нужде удаляет его, так и Церковь использует все меры к покаянию грешников, чтобы он не погиб, а был жив. Такие снисходительные меры вполне согласны со словом Божиим: "Бог, - говорит ап. Павел, - соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор. 12, 24; 26).
Любовь к грешнику и заботу о нем Господь Иисус Христос прекрасно изобразил в притче о смоковнице: (Лк. 13, 6-9).
Милосердный Господь долго терпит ("Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3, 9)) о наших грехах, ждет нашего покаяния, не удаляет из виноградника своего - св. Церкви, но как бесплодную смоковницу окружает нас своею любовию, особым вниманием: не раскаемся ли мы, не начнем ли новую жизнь? Господь знал, что Иуда вор (Ин. 12, 4-6), но ему Он поручил носить кружку; знал Господь, что Иуда предаст Его, и тем не менее, терпел его среди других апостолов, до последнего часа был внимателен к нему. На тайной вечери Господь подал Иуде первому кусок хлеба (Ин. 13, 26), но Иуда не раскаялся.
Следовало бы гордецам научиться от Господа любви и снисходительности к грешникам, а не бегать от них, или сразу требовать их удаления из Церкви и тем самым лишать их возможности получить спасение. За такую гордость и жестокость сбываются над ними обличительные слова Господа: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете". (Мф. 23, 13).
Сектанты говорят, что человек может спастись и вне Церкви, только бы он веровал в Иисуса Христа и жил благочестиво. В подтверждение этой мысли они приводят слова: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). Все еретики и противники Церкви Христовой оправдывают себя этими словами. Но эти слова относятся к членам церкви, пребывающим в ней и повинующимся ее власти; про них сказано, что если они соберутся двое или трое где-нибудь, то Господь услышит их, а не про тех, кто воюет против Церкви и Христа.
Ветка, срубленная с дерева, не может расти и жить; хотя листья долгое время остаются зелеными на ней, но сок в ней засыхает и жизнь ветки умирает. Так и всякий человек, отделившийся от Церкви, не может спастись. По внешнему виду он, будто бы, благочестив, но нет в нем жизни и Духа Церкви, нет оживляющей благодати и он духовно умирает, разлагается на части. Этим объясняется бесконечное дробление отделившихся от Церкви людей на секты.
"Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне... Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин. 15, 4; 6).
Они, как отделенные от Тела Христова члены, не имеют в себе жизненного духа и единства и медленно умирают, разлагаются, гниют, сохраняя снаружи привлекательный вид. Если бы можно было спастись помимо Церкви, то Иисусу Христу не нужно было страдать за нее и созидать Кровию Своею. Так сектанты отвергают искупившего их Господа (2 Пет. 2, 1) и умаляют спасительное тело Церкви Его. Апостолы ясно учили, что помимо Церкви никто не может получить спасения, ибо таково было обетование Божие (Ин. 15, 1-6).
В день Пятидесятницы уверовало 3000 человек. Но чтобы получить спасение, им необходимо было креститься и вступить в Церковь (Деян. 2, 38-47). Корнилий был добродетельный муж, но и ему необходимо было для спасения присоединиться к Церкви (Деян. 10, 44-48). "Кто не со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30). Отвергая Церковь и отделяясь от нее, сектанты идут против Христа.
"Кому Церковь не мать, - говорит св. Киприан Карфагенский, - тому и Бог не Отец".